+7 (495) 540 49 19

Как изменились офисы в эпоху постпандемии?

Актуальны ли кабинетные планировки? Жив ли формат "опенспейс"? Офис - не место для работы, а место для коммуникаций? Узнайте ответы на эти и другие вопросы из статьи нашего эксперта!
Какие новые функции и планировки офисов стали востребованы на рынке в последние два года? Почему? Основные тенденции.
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, какими офисы в России были раньше.

Основными форматами до недавнего времени были либо классические кабинетные планировки, либо опенспейсы. О судьбе последних многое говорит заголовок «Опенспейсы мертвы» — такую статью опубликовало одно из крупнейших архитектурных бюро, которое само же популяризировало этот подход.

К изменениям взглядов на организацию офиса привела в первую очередь пандемия: опенспейсы лишают личного пространства, а заодно служат рассадником бактерий. Кроме того, сейчас в бизнес-процессах преобладает модель collaborative — работа в команде, при которой внутри компании образуется много команд. В результате локдаун ускорил переход к новому типу офисов, который называется гибридным пространством.

Офисы больше не являются местом постоянной работы. Они становятся хабом, местом, где зарождается и сохраняется корпоративная культура — как крупных, так и небольших компаний. Проектирование и комплектация должны быть направлены на решение этой задачи.

В практическом смысле нужно создать место, где удобно собраться и поработать 1-2 дня в неделю. Такие офисы проектируются с расчетом на 60-70% от общего объема сотрудников. Остальные — приходящие специалисты, работающие парт-тайм и т. д. А концептуально — офис трансформируется в удобный хаб для сбора команды, центр притяжения, где сотрудники могут социализироваться, общаться друг с другом, устанавливать контакты и связи. Безусловно, это ядро корпоративной культуры, а также HR-преимущество компании.

Таким образом, теперь ни чисто кабинетный, ни чисто опенспейсный типы пространства не актуальны. Их микс, гибридные пространства — новый ориентир.
Динамика спроса и предложения конкретных функций и планировок, интересных решений в связи с удаленкой, социальной дистанцией в 1,5 м, регулярной дезинфекцией и т.д. Какие тенденции наблюдаются на офисном рынке сейчас?
Увеличение дистанции, конечно, проявило себя как защитная мера, но думаю, что это было временное явление. Важно другое — хотя ковидные ограничения так или иначе будут сняты, пандемия подтолкнула тенденцию перехода на частично удаленную работу. Вместе с тем уже понятно, что абсолютно нет тенденции к полному отказу от офиса. 90% сотрудников говорят о том, что хотят хотя бы раз в неделю иметь возможность приходить в офис. Это вопрос социализации, совещательного творческого коллаборационного процесса и налаживания отношений между сотрудниками и руководством.

Что касается современных планировочных систем, можно выделить все те же типовые зоны, которые теперь могут иначе выглядеть и по-разному миксоваться. Например, переговорные нужны, как и раньше. Но это больше не залы с огромными столами на 80-120 человек, а компактные помещения с расширенным мультимедиа-функционалом, удобные в том числе для зум-конференций и скайп-коллов.

Зона сотрудников приобретает разные форматы, которые обязательно должны сочетаться в одном офисе. Часть отводится под коворкинговое пространство, которое тоже изменилось. Уходит классический опенспейс с «грядками», где восемь человек в ряд сидят и смотрят друг на друга весь день. Новый коворкинг — это более персонализированное общее пространство, не закрепленное за конкретными сотрудниками, но предлагающее разнообразие по удобству и функционалу рабочих мест. Здесь могут быть оборудованы и традиционные места за столами, высокими или низкими, и места для удобной работы с ноутбуком в неформальной обстановке.

При этом остаются актуальными рабочие кабинеты — для руководителей и тех сотрудников, которые работают с персональной или конфиденциальной информацией: юристы, бухгалтера, финансисты и т. д. Поэтому кабинетная система в любом случае сохранится, хотя и в меньшем формате.

И еще одно из основных помещений — зона отдыха, без которой немыслим современный офис. Комфортное пространство, где сотрудники могут попить чай-кофе и пообщаться. Конечно, это не должны быть релакс-румы со спа, но такие уголки очень важны с учетом превращения офиса в место встреч команды и построения корпоративной культуры.

Другие зоны — например, ресепшен — могут быть или не быть в зависимости от бизнес-модели. Такие креативные элементы пространства, как библиотеки или игровые, нужны скорее для того чтобы выделиться на HR-рынке, их используют как преимущество в отраслях с острым хедхантингом, в первую очередь ИТ.
Мировые тенденции и новые решения в развитие офисной недвижимости, которые могут быть применены в России (например, офисы как формат жилой недвижимости, квартиры с рабочим местом под дистанционные встречи и т.д.)
Основная видимая тенденция — переустройство коворкинговых пространств. Сама по себе идея коворкинга существует давно, но в формате огромного поля с рядами столов показала свою несостоятельность.

В переосмыслении офисного пространства сыграла роль смена назначения офисов как таковых. Зачем сегодня снимают офисы? Не для того, чтобы посадить орду бухгалтеров, менеджеров или аудиторов, — рутинную персональную работу можно делать удаленно из дома. Офис в новом понимании — это центр коммуникации, и все пространство должно быть направлено на то, чтобы ее облегчить и направить в нужное русло, подтолкнуть к коллаборациям, нетривиальным творческим решениям. Его нужно наполнить фишками, которые позволят команде работать эффективно.

Важно — тут речь не о лаунж-зонах, где сотрудники растекаются в мягких креслах. Офису нужны удобные рабочие места, флипчарты и маркерные доски, акустические кабинки и зоны для скайп-коллов и т. д.

У нас пока не очень научились создавать качественные коворкинги. Удачные примеры есть, но меньше, чем хотелось бы. Владельцы продолжают строить пустые опенспейсы «грядками», чтобы снять с себя головную боль со сложным ремонтом. В таких помещениях работать некомфортно и непродуктивно, найти место для звонка просто нельзя. В результате они открываются и прогорают, туда никто не приходит. Важно понять, что успех современного пространства — это на 50% правильное зонирование и логистика пространства и на 50% — качественные мебельные решения. Ни без одного, ни без другого проект не взлетит — ни офис, ни коворкинг.

Еще одна интересная идея, на которую стоит обратить внимание, — так называемая сателлитная модель. Суть в том, что у компании есть головной офис-хаб в центре и несколько небольших коворкинговых пространств в спальных районах. Здесь сходятся два актуальных запроса: с одной стороны, не всем комфортно работать из дома, с другой — важно не тратить часы на дорогу до офиса. Чтобы решить проблему, компания арендует несколько площадок или заключает корпоративный контракт с сетью коворкингов, и сотрудники могут приходить и работать удаленно в удобном месте. Такая модель активно распространяется и, возможно, доберется до нас.

Третье новое направление — коливинги. Это апартаменты, при которых есть небольшое коворкинговое пространство. Они особенно востребованы для командированных, например, приехавших на совещание в крупную компанию, — в деловой поездке такой вариант удобнее, чем обычный отель. Также может подойти для студентов, стартаперов и предпринимателей, давая возможность совместить жизнь и работу, находить коммуникации и связи. У нас, насколько я знаю, были попытки реализовать такой кейс, но глобальных успехов пока нет.