Основная видимая тенденция — переустройство коворкинговых пространств. Сама по себе идея коворкинга существует давно, но в формате огромного поля с рядами столов показала свою несостоятельность.
В переосмыслении офисного пространства сыграла роль смена назначения офисов как таковых. Зачем сегодня снимают офисы? Не для того, чтобы посадить орду бухгалтеров, менеджеров или аудиторов, — рутинную персональную работу можно делать удаленно из дома. Офис в новом понимании — это центр коммуникации, и все пространство должно быть направлено на то, чтобы ее облегчить и направить в нужное русло, подтолкнуть к коллаборациям, нетривиальным творческим решениям. Его нужно наполнить фишками, которые позволят команде работать эффективно.
Важно — тут речь не о лаунж-зонах, где сотрудники растекаются в мягких креслах. Офису нужны удобные рабочие места, флипчарты и маркерные доски, акустические кабинки и зоны для скайп-коллов и т. д.
У нас пока не очень научились создавать качественные коворкинги. Удачные примеры есть, но меньше, чем хотелось бы. Владельцы продолжают строить пустые опенспейсы «грядками», чтобы снять с себя головную боль со сложным ремонтом. В таких помещениях работать некомфортно и непродуктивно, найти место для звонка просто нельзя. В результате они открываются и прогорают, туда никто не приходит. Важно понять, что успех современного пространства — это на 50% правильное зонирование и логистика пространства и на 50% — качественные мебельные решения. Ни без одного, ни без другого проект не взлетит — ни офис, ни коворкинг.
Еще одна интересная идея, на которую стоит обратить внимание, — так называемая сателлитная модель. Суть в том, что у компании есть головной офис-хаб в центре и несколько небольших коворкинговых пространств в спальных районах. Здесь сходятся два актуальных запроса: с одной стороны, не всем комфортно работать из дома, с другой — важно не тратить часы на дорогу до офиса. Чтобы решить проблему, компания арендует несколько площадок или заключает корпоративный контракт с сетью коворкингов, и сотрудники могут приходить и работать удаленно в удобном месте. Такая модель активно распространяется и, возможно, доберется до нас.
Третье новое направление — коливинги. Это апартаменты, при которых есть небольшое коворкинговое пространство. Они особенно востребованы для командированных, например, приехавших на совещание в крупную компанию, — в деловой поездке такой вариант удобнее, чем обычный отель. Также может подойти для студентов, стартаперов и предпринимателей, давая возможность совместить жизнь и работу, находить коммуникации и связи. У нас, насколько я знаю, были попытки реализовать такой кейс, но глобальных успехов пока нет.