Увеличение дистанции, конечно, проявило себя как защитная мера, но думаю, что это было временное явление. Важно другое — хотя ковидные ограничения так или иначе будут сняты, пандемия подтолкнула тенденцию перехода на частично удаленную работу. Вместе с тем уже понятно, что абсолютно нет тенденции к полному отказу от офиса. 90% сотрудников говорят о том, что хотят хотя бы раз в неделю иметь возможность приходить в офис. Это вопрос социализации, совещательного творческого коллаборационного процесса и налаживания отношений между сотрудниками и руководством.
Что касается современных планировочных систем, можно выделить все те же типовые зоны, которые теперь могут иначе выглядеть и по-разному миксоваться. Например, переговорные нужны, как и раньше. Но это больше не залы с огромными столами на 80-120 человек, а компактные помещения с расширенным мультимедиа-функционалом, удобные в том числе для зум-конференций и скайп-коллов.
Зона сотрудников приобретает разные форматы, которые обязательно должны сочетаться в одном офисе. Часть отводится под коворкинговое пространство, которое тоже изменилось. Уходит классический опенспейс с «грядками», где восемь человек в ряд сидят и смотрят друг на друга весь день. Новый коворкинг — это более персонализированное общее пространство, не закрепленное за конкретными сотрудниками, но предлагающее разнообразие по удобству и функционалу рабочих мест. Здесь могут быть оборудованы и традиционные места за столами, высокими или низкими, и места для удобной работы с ноутбуком в неформальной обстановке.
При этом остаются актуальными рабочие кабинеты — для руководителей и тех сотрудников, которые работают с персональной или конфиденциальной информацией: юристы, бухгалтера, финансисты и т. д. Поэтому кабинетная система в любом случае сохранится, хотя и в меньшем формате.
И еще одно из основных помещений — зона отдыха, без которой немыслим современный офис. Комфортное пространство, где сотрудники могут попить чай-кофе и пообщаться. Конечно, это не должны быть релакс-румы со спа, но такие уголки очень важны с учетом превращения офиса в место встреч команды и построения корпоративной культуры.
Другие зоны — например, ресепшен — могут быть или не быть в зависимости от бизнес-модели. Такие креативные элементы пространства, как библиотеки или игровые, нужны скорее для того чтобы выделиться на HR-рынке, их используют как преимущество в отраслях с острым хедхантингом, в первую очередь ИТ.